Выбрать группу

Что работает лучше похвалы?

Джон Рёскин: «К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды».

Частый запрос родителей, что у ребёнка нет мотивации «стараться учиться» или «усердно тренироваться». Но если копать глубже, выяснится, что мотивация у ребёнка есть, вот только не внутренняя, а внешняя. В чем разница?

Внутренняя мотивация: ребёнок испытывает радость от процесса, поэтому он втянут в него, заинтересован в нём, готов к усложнённым заданиям, а, значит, и прогресс не заставит себя ждать, он будет логичным следствием высокого интереса.

Внешняя мотивация: ребёнок делает что-то исключительно для результата. Если он сходит на тренировку, вы будете довольны. Но дополнительные усилия, которые нужны для новых свершений, вызывают в нём тоску, поэтому на тренировке он не выкладывается.

Искусственная мотивация маленького ребёнка заниматься чем-то, что ему неинтересно, работает плохо. Маленькие дети очень хорошо чувствуют природу этого противоречия и быстро начинают  бунтовать :) Дети старшего дошкольного возраста и школьники могут терять связь с собой, если внутренняя мотивация уходит в сторону. Но под давлением родителя могут посещать занятия или даже учиться на пятёрки, только вот психо-эмоциональное состояние будет ухудшаться и отношения с родителями портиться. 

Как работать над внутренней мотивацией ребёнка? Вы удивитесь, но: не хвалить, а поддерживать. Похвалу дети в современном мире слышат постоянно (в отличие от многих предыдущих лет). И сейчас «молодец» - это пустой звук для них.

Похвала – это оценка за конечный результат.

«Молодец, у тебя хорошо получилось сделать колесо». Сама по себе похвала неплоха, но когда она становится единственным, что ребёнок получает в обратной связи от родителя/учителя/тренера, то это может иметь последствия. Похвала заставляет ребёнка ждать оценки со стороны. Опора на оценку результата от других людей может привести к сложности понимания внутреннего состояния. И даже к трудностям развития эмоционального интеллекта.

Если ребёнка постоянно хвалить за результат, то в итоге вас ждут такие реакции:

  • боится браться за новое, потому что рисует недосягаемый финал, а не реалистичный путь к нему;

  • расстраивается, если что-то не получается;

  • отказывается дальше делать то, чем занимался;

  • хочет, чтобы всё получалось сразу;

  • болезненно реагирует на похвалу в адрес других детей, обесценивает чужие успехи.

Поддержка – это комментарий, которым сопровождается деятельность ребёнка.

И тут нет значения каким будет результат, потому что внимание обращено на процесс. «Ты стараешься сделать колесо и я вижу, что с каждой попыткой получается всё лучше». Поддержка учит рефлексии, приводит к стабильной самооценке.

Если ребёнка поддерживать, то:

  • прививается привычка, что  упорство ценится высоко, а значит именно к этому будет стремиться ребёнок.

  • снижается накал ожиданий, неудачи и ошибки воспринимаются спокойнее.

  • ребёнок учится отделять свою личность от работы, которую он проделал: замечает, какие шаги он проделал, с чем справился, что сначала не получалось, а теперь получается. Но не соотносит это с оценкой себя – хороший я или плохой.

Родители возлагают большие надежды на детей. Беспокоятся об их будущем, хотят чтобы дети выросли успешными, счастливыми взрослыми. Чтобы это было так, меньше хвалите, больше поддерживайте. У результата, за который хвалят есть предел, а у внутренней мотивации нет конца и края! Плюс поддерживая то, что ребёнку искренне интересно, вы растите увлечённого человека. А увлечённый человек – это всегда счастливый и успешный человек.

Попробуйте заменить похвалу на поддержку. Дежурное «молодец» стоит разбавить чем-то, что выразит ваши чувства, отношение к ребёнку, что побудит его прикладывать больше усилий на тренировке. Вот примеры-заменители слова «молодец»:

  • Я видела, ты очень постарался.

  • Ты не сдался, хотя, наверное, было сложно?

  • У тебя очень серьёзные намерения, это вызывает во мне уважение.

  • Ты действительно доказал, что способен...

  • Какой у тебя оригинальный подход к выполнению упражнения!

  • Мне очень понравилось, как ты справился с этим.

  • Ты был очень сосредоточен и ответственен.

  • Это было очень смело.

  • Ты так хорошо справился с ситуацией потому, что ты... (положительные качества ребенка).

  • Мне очень нравится, что ты заботишься о... (что-то о самом процессе – ты отлично группировался, следил за очерёдностью, исправлял ошибки).

  • Я горжусь, что ты сегодня (о каком-то процессе – быстро собрался на тренировку, не забыл попрощаться с администратором).

  • Ты не боишься вызовов - я восхищаюсь твоей решимостью.

  • Я радуюсь с тобой, я вижу, тебе нравится то, что ты делаешь.

На тренировках мы создаём среду, в которой ребёнок с помощью поддержки и позитивного опыта, обретает не только крепкое тело, но и крепкую самооценку. Если вы ищите действительно полезный спорт, то записывайтесь на развивающую гимнастику в клубы «BABY GYM».