Выбрать группу

Главная помощь школьнику начальных классов

Праздник, банты, рубашки и море цветов остались позади, начались трудовые недели :)  Дети пытаются разобраться, что за жизнь их ждёт, когда ты стал первоклассником, а ребята постарше стараются вспомнить таблицу умножения и правила, которые за лето выветрились из головы. Родители часто жалуются, что первые учебные недели даются тяжело, так как ребёнок резко помещен в новый контекст жизни и его реакции часто становятся очень импульсивными.

Не получается дома решить пример, хотя в классе получалось – гнев невероятной силы.

Нет сил сесть за домашнюю работу после уроков – слёзы и лежание на полу.

Отказ родителя помочь с уроками – истерика и конфликт.

Как же помогать ученику начальных классов в этот период?


  1. Соблюсти баланс.

Родителю очень важно сохранять баланс работы и отдыха. Если вы будете уставшим и раздраженным, то вероятность, что у вас получится контейнировать чувства ребёнка и терпеливо помогать ему с тем, что у него пока не получается, очень мала. Подумайте, как вам отдохнуть, не грызите себя за это, ведь позаботившись о своем отдыхе, вы позаботились ещё и об отношениях с ребенком! Ребёнку нужен родитель, имеющий  ресурс.


  2. Организовать адекватный режим и распорядок дня.

Перегруженная дополнительными занятиями и нестабильным графиком психика не может «социально приемлемо» реагировать на стресс. Ребёнку обязательно нужен отдых, свободное время на игру (не в телефоне), свежий воздух, режим сна и правильная физическая нагрузка. Что значит «правильная»? Та, что имеет симметрию в работе с телом (то есть упор идёт не на одну «ведущую» сторону как, например, у скейтбординга, а на обе: левую и правую, это важно для растущего организма). Очень полезен спорт, где присутствует растяжка, она снимает мышечные зажимы, обогащает кислородом мозг и другие органы, в ней есть элементы дыхательной гимнастики, которые благоприятно влияют на психику. Развивающая гимнастика в «BABY GYM» подходит школьникам, так как она тренирует вестибулярный аппарат, координацию, силу и выносливость, все это отражается и на психической деятельности, и интеллектуальных способностях ребёнка.


  3. Принять факт, что у ребёнка плохо развита саморегуляция.

Если вы переживаете, что импульсивность и истеричность ребёнка не соответствует его возрасту, а также это относится к ситуациям, когда у ребёнка на вполне обычные вещи случается «трагедия», то лучше всего обратиться к детскому психологу, нейропсихологу для выявления проблем и коррекции. Если же это временная ситуация, связанная со школой, то вспомните, как футболисты на мировых матчах плачут на поле, когда не команда проигрывает. Проживать эмоции и при этом соответствовать «социальным нормам» без перегибов – этому все мы учимся.


  4. Быть рядом, принимать, а не терпеть.

Эмоции ребёнка сильны, а сделать с ними он пока мало что может. Но рядом с ним есть родитель. И его задача – объяснить, что сейчас ребёнок чувствует, и помочь это пережить. Если ребёнок скандалит, что не понимает задачу или не хочет писать в прописи, вы можете начать читать нотации, игнорировать его слёзы, ругать, но это сделает ситуацию ещё более накалённой и тяжёлой. Гораздо эффективнее: озвучить эмоции ребёнка, что с ним происходит без оценки (не «ты ведёшь себя отвратительно», а «я слышу, как ты злишься, ты очень расстроен»), пожалеть его, обняв, дать время на успокоение. Эмоциональное тепло – незаменимый помощник в воспитании. Чем больше вы используете его, тем легче ребёнку справляться с трудностями.


  5. Помогать столько, сколько ребенок просит.

Для ребёнка абсолютно нормально стремление к самостоятельности. Если вы попытаетесь «бросить в воду, чтобы поплыл» раньше, чем ребёнок готов, то вы это увидите по его реакции. Вряд ли вы до 17 лет будете успокаивать его, что ему тяжело сесть за уроки, он будет справляться с этим самостоятельно. А в начале школьного пути ребёнку требуется поддержка и мягкое «введение» в распорядок школьной жизни. И взрослый может организовать это своим присутствием и вниманием.
 Маленькому школьнику всё ещё нужна ваша поддержка и помощь (и нужна будет очень много лет). Легко любить человека, когда он «не создаёт проблем», но это возможно, если они поверхностны и светские. Разве таких отношений хочется со своим ребёнком? Так будьте рядом столько, сколько этого требуется для укрепления ребёнка его собственной веры в свои силы и способности.

Дайте ребёнку почувствовать, что для вас важнее не его уроки и оценки, а эмоциональное состояние. И что любое сильное чувство можно пережить, не разрушив вашу с ним связь.