Выбрать группу

Как критиковать ребенка правильно

Можно ли критиковать ребенка? Вроде как это способ направить ребёнка на путь совершенствования и развития, но важно помнить, что дети принимают отзывы близко к сердцу. Они усваивают наши слова. И когда мы говорим: «Это было плохо», они часто слышат: «Ты плохой».

Для родителя особенно важно следить за тем, какие слова и с какой целью говорятся ребенку. Ведь, когда мы говорим и критикуем своих детей, они не перестают любить нас, они перестают любить себя. Если вы полагаете, что жесткая критика закаляет характер, помогает лучше работать над собой на тренировках, то вы можете не заметить, как стали критиком ребёнку, а не его помощником и человеком, который отражает ребёнку собственную значимость. Задача родителя поддерживать ребенка в его спортивных успехах и развитии, задача тренера – создавать условия для постоянного совершенствования навыков.

Дети жаждут похвалы и одобрения. Это важнейший фундамент любых тренировок и занятий в целом. Помимо них ребенку нужна и критика. А что такое критика? Это обратная связь о поведении, действиях ребенка.


Как критиковать ребенка правильно, чтобы не обидеть его?

  1. Критика должна касаться поведения, поступков, деятельности, но ни в коем случае не должна распространяться на личность ребенка. Критика в адрес личности ребенка может нарушить его внутреннюю уверенность в том, что он хороший. Ребенок может воспринять критику, как характеристику себя или отношения к себе. Тренер даёт обратную связь про упражнение, которое выполнил ребёнок, про процесс, в котором он задействован или про поведение, но не трогает личность, не навешивает ярлыки «лентяй», не использует обобщения «как обычно», «всегда так».
  2. Критическое замечание должно иметь временные рамки. Чтобы у ребенка не сложилось впечатление о том, что какое-то его поведение недопустимо всегда, либо он всегда вызывает определенные негативные чувства всегда таким образом. Например, кричать и поддерживать на дружественных соревнованиях можно, пока идёт соревнование, а во время тренировочного процесса, разминки, заминки нельзя. Тогда ребёнок понимает, почему одно и то же действие вызывает противоречие и почему ему делают замечание.
  3. В критических замечаниях должен содержаться стимул для развития и поддержка. Важно помнить, что ребенка надо постоянно учить, он еще мало чего умеет. Делая ребенку замечание, важно обязательно предложить какие-то варианты выхода из ситуации, как сделать то, что нужно сделать, целиком и полностью опуская отрицательные оценки личности ребенка. Всегда нужно подсказывать. Тренер сообщает: «У тебя не получается сделать колесо потому, что…, если ты попробуешь исправить (указывается, что конкретно), то у тебя получится лучше».
  4. Критика не может быть там, где задача больше, чем возможность её выполнить. Критиковать плохой акробатический трюк, если ребенок ещё совсем не готов к идеальному исполнению – это плохая стратегия. Это может отразиться на его уверенности в себе. Даже если ребенок в последствии из-за давления и критики достигнет желаемого результат, в душе его может остаться глубокое сомнение в своих успехах, даже если они объективно велики.
  5. Всегда найдите за что похвалить. За то, что выслушал обратную связь, что приложил усилия по исправлению, поддержка гораздо сильнее мотивирует!
Критика может мотивировать ребенка к изменениям, однако важно понимать, что ошибки ребенка - это не страшно, благодаря этим ошибкам ребенок учится и развивается. Приходите на развивающую гимнастику, где ребенок сможет не только заниматься своим физическим здоровьем, но и научится многим важным вещам, которые помогают реализовываться в обществе, получать опыт, который в дальнейшем пригодится ему для предъявлении себя миру и построения отношений с другими людьми.