Выбрать группу

Ребёнок хвастается умениями. Это хорошо или плохо?

Родители часто рассказывают: ребёнок научился делать колесо, кувырок, стойку или шпагат и об этом узнают все. Не останется ни одного друга семьи, воспитателя или родственника, который бы не увидел в исполнении акробатический элемент. Неважно где и в каких обстоятельствах. Ты ещё не видел, как я умею? Тогда смотри.

Дети любят показывать то, чему они научились. Надо ли их «воспитывать», что хвастаться не хорошо? И не хорошо ли? Может, уверенная самооценка так и должна формироваться? Мы не занимаемся морально-нравственными вопросами воспитания, не делим поступки детей или их поведение на «плохое» и «хорошее». Но мы хотим обратить внимание родителей на хвастовство навыками. Перекос в сторону ожиданий похвалы за свои умения могут быть звоночком.

Иногда трансляция своих качеств в определённой манере свидетельствует о том, что демонстративность ребёнка фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети больше всего озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Если ребёнок старается только ради похвалы на тренировке, не отслеживая в целом нравится ли ему заниматься, много обижается, ориентируется на других детей и что  они умеют, то он может столкнуться с рядом таких трудностей как:

  • Неспособность отстоять свою точку зрения;
  • Стремление всем угодить;
  • Если с их мнением кто-то не согласен, наступает сильное беспокойство и тревожность.

Как же понять, нормально ли, что ребёнок постоянно просит его похвалить?

Демонстрация умений - это нормально, если там нет:

  • Стремления привлечь к себе внимание любыми возможными способами (например, использовать агрессивное поведение);
  • Снижения ценности или обесценивание другого ребёнка, чтобы быть на его фоне «умницей»;
  • Повышенный интерес и отслеживание действий другого ребёнка + комментирование и критика этих действий;
  • Личные преимущества противопоставляются другим, «плохим» детям.
  • Болезненная реакции на порицание и похвалу других детей (радуется, когда кого-то ругают, расстраивается, если кого-то хвалят)

Если перечисленных проблем нет, ребёнок просто делится тем, чему научился - хвалите, не бойтесь, но делайте это правильно!

  • Хвалите за старания, за то, что не сдаётся, когда не получается, за то, что не останавливается и продолжает тренироваться, учиться;
  • Будьте осторожны в оценочных суждениях и желании показать умения своего ребёнка на «зрителя»;
  • Старайтесь замечать как можно больше хорошего в ребёнке без причины, и тогда со временем он не будет так зависим от вашего одобрения. А значит, для него откроются совсем другие горизонты;