Сделает ли спорт ребёнка дисциплинированным
Если родитель заинтересован в детском спорте только для того, чтобы дисциплинировать своего ребёнка, его ждёт разочарование. Если ребёнок стал посещать спортивную секцию, он не становится автоматически ответственным, внимательным, самостоятельным в выборе, знающим, как ему реагировать, действовать, планировать время. Есть 2 причины этому. Первая - за перечисленные действия отвечает префронтальная кора головного мозга. Точнее отдел, созревающий вплоть до 25 лет. Вторая - невозможно одним только посещением тренировок помочь ребёнку с дисциплиной.
Что такое дисциплина и что дисциплиной не является?
Если вы преследуете цель, чтоб ребёнок был послушным, не упорствовал, когда вы устали (не проявлял свою волю), не устраивал скандал, что ему не разрешили продолжить прыгать на батуте на тренировке (не выражал чувств), делал то, что вы ему говорите и соответствовал вашим ожиданиям, то вы хотите сделать из него не дисциплинированного, а удобного ребёнка. Понимаем. Родительство - затратно по психическим и физическим ресурсам.
Но дисциплина на тренировке - это совокупность твердо установленных правил, которые соблюдают все дети в группе, потому что они связаны общими обязанностями. Занимаясь гимнастикой, дети учатся быть дисциплинированными. Учатся, а не становятся. Заметьте эту разницу в словах. Как это возможно в силу возраста конкретного ребёнка, на тренировке по развивающей гимнастике он находится в процессе обучения. Учится контролировать внимание, слышать тренера, анализировать услышанное и воспроизводить в действии, регулировать своё поведение, отказываться от импульсивных желаний побегать по залу с другом или поболтать. Тренировка - это среда, где он этому постепенно учится. Причём делает это, совершая ошибки, то есть нарушая дисциплину. Допуск шибок, поиск решения - и есть процесс обучения ребёнка.
Какие проблемы с поведением чаще всего встречаются на тренировке?
Чтобы не пугать вас, что у ребёнка есть проблемы, спешим успокоить! «Проблемы с поведением» - чаще всего это обычное отсутствие практики концентрации внимания. Или ребёнок впервые пришёл заниматься, ему требуется время на адаптацию. За это не стоит ругать! Ребёнок всему научится, регулярно занимаясь гимнастикой.
Хочется видеть ребёнка послушным на занятии, что он увлечён процессом. А он может не оправдывать таких ожиданий, не выполняя то, что требует от него тренер. Возможно, саботирует, получает постоянно замечания, его усаживают «посидеть отдохнуть», пока другие дети продолжают заниматься. Ребёнок болтает, убегает, приходится возвращать его к процессу. Не слышит тренера, сильно увлекается процессом (продолжает бегать эстафету, хотя уже сказали, что надо закончить)
Как дисциплинировать ребёнка? (Актуально до подросткового возраста)
-
Выяснить, имеется ли у ребёнка личный интерес, а не ваш, к занятиям. Может, ему нравится, что вы после занятий что-то покупаете или долго гуляете, а не само занятие. Личный интерес ребёнка - это фундамент для того, чтобы наладился тренировочный процесс, в котором будет развиваться такое качество как дисциплинированность.
-
Готов ли ребёнок психически к тому, что от него требуется? Некоторым детям трудно «услышать» тренера вплоть до 9-10 лет. Есть дети, которым сложно контролировать свои импульсы в сравнении со сверстниками. Не надо бояться перевести ребёнка в группу помладше, где больше игрового подхода, если в группе своего возраста ребёнок пока не может долго концентрировать внимание на упражнении. Лучшая стратегия - вовремя сделать два шага назад.
-
Достаточно ли ребёнку уделяется внимания вне его поведения, с которым вам трудно. Нарушать дисциплину может стать для ребёнка инструментом для привлечения внимания. Попробуйте это почувствовать. Если вас раздражает поведение ребёнка, то, скорее всего, это признак, что от вас хотят внимания, а вы не в силах его дать. Тогда, конечно, вам нужен отдых, а затем уже работа над тем, чтобы проводить качественное время вместе с ребёнком.
-
Не давите ли вы на него бесконечными запретами. Ребёнок может устанавливать собственную власть на занятии, если родители много где запрещают проявлять волю (много «нельзя») или наоборот не имеют границ (чуть истерика - сразу получает своё). Смягчите подход там, где ребёнок способен сам что-то выбрать или решить. Укрепите границы там, где приходится действовать вопреки желаниям ребёнка (успокаивайте и будьте рядом, если истерика).
-
Хватает ли ребёнку времени на свободную игру. Игровая деятельность - ведущая деятельность ребёнка 3-8 лет. В свободной игре он удовлетворяет свои потребности, снимает стресс и обучается новым коммуникациям. Важно сохранять баланс между «работой» (кружки, поездки, гости) и «отдыхом» - игрой.
Проблемы с дисциплиной вытекают из естественной незрелости ребенка. Что делают тренеры в клубах «BABY GYM»? Запасаются терпением и, пока ребенок не дозрел, сами выступают в роли его зрелой части: подсказывают, направляют, показывают, как правильно, верят в добрые намерения ребенка всегда. Этим необходимо заняться и вне тренировок по гимнастике.