Выбрать группу

Чем полезен батут для ребёнка

В каждом гимнастическом клубе «BABY GYM» есть батуты. И в программе тренировок у детей с 1,5 лет уже есть упражнения на этом гимнастическом снаряде. Зачем нужны батуты? Вроде все могут ответить: с помощью прыжков на батуте можно развивать вестибулярный аппарат. А что даёт это развитие? Отвечают обычно штампами: чтобы ребёнка не укачивало, он хорошо держал равновесие, не падал, был ловким. Но мы считаем, вам будет интересно разобраться детальнее в теме. Если вы уже водите ребёнка на занятия по развивающей гимнастике или только планируете, вы точно хотите знать, в чем польза упражнений на батуте и за что вы отдаёте деньги, когда покупаете абонемент.

Вестибулярная система человека никогда не отдыхает, у неё много задач:
  • Активация мозга, внимание;
  • Гравитационная уверенность;
  • Ориентировка в пространстве;
  • Регуляция движений глаз;
  • Регуляция мышечного тонуса;
  • Восприятие схемы тела;
  • Координация левой и правой сторон тела;
  • Планирование движений.
Она работает даже, когда мы спим. Вестибулярная система постоянно собирает информацию от глаз, рук, кончиков пальцев, стоп и от всех наших мышц, а мозгу приходится обрабатывать такой поток! Про их связь с мозгом: вестибулярная система связана с областями мозга, которые отвечают за внимание и создание последовательности действий в пространстве и во времени. Вот почему прямо или косвенно она влияет практически на все, что мы делаем. Люди с вестибулярными нарушениями сталкиваются со всеми видами когнитивных (познавательных) проблем.

Вестибулярные нарушения бывают врожденными, но если ребенок очень мало двигается в жизни, часто бывает обездвижен перед экраном телефона, его мозг практически не получает вестибулярной стимуляции. В этом случае страдает даже изначально здоровый мозг. В самом планшете, телефоне и мультиках нет опасности. Проблема в том, что родители хотят спокойного и тихого ребёнка, а ему для здоровья надо бегать, прыгать, кататься с горки, стимулируя свою вестибулярную систему. Проведите исследование: посчитайте, сколько времени ваш ребёнок двигается, а сколько находится в пассивном сидении, лежании (не забудьте, что это не только в период, когда он смотрит в телефон, но и школа, другие занятия «за партой»).

Эрготерапевт и специалист по сенсорной интеграций Бренди Брейтбеч описал простой, но впечатляющий опыт.
В 2000 году психологи предложили американским детям выполнить те же тесты на двигательное развитие, которые выполняли 60 лет назад. Результаты ошеломляющие. Современный ребенок 5 лет соответствовал по своим двигательным навыкам ребенку 3-х лет из 1940 года, а ребёнок 7 лет с трудом выполнил тесты для 5-летки.

Мир изменился, это факт. Кажется, что в современном мире, комфортном, мобильном, с онлайн-профессиями уже и не требуется, чтобы ребёнок был на столько выносливым, крепким, ведь ему не надо идти 5 км до школы, помогать родителям в поле, но физическое развитие идёт бок о бок с развитием интеллекта. Поэтому так важно движение даже сейчас.

Вестибулярная система созревает еще внутриутробно, ее развитие продолжается примерно до 12 лет, и оно тесно связано с развитием движений. Ребёнку необходимо много двигаться. Экспериментальные данные показывают, что это особенно важно в следующие возрастные периоды: 2-3 года, 6-8 и затем в 11 лет. Звучит парадоксально, но, скорее всего, в это время нужно больше прыгать на батуте, ходить по бордюру (или по поребрику, если вы в Петербурге:)), качаться на качелях, чтобы хорошо учиться, а не сидеть за столом во время развивающих занятий.

Теперь вы знаете, вестибулярный аппарат - это не только, чтобы не укачивало в машине и умение удержаться на одной ноге. Это важный аспект для созревания мозга. Стимулировать эту систему необходимо, чтобы не возникало проблем в освоении письма, чтения, концентрации внимания, удержания контроля позы и др. важных навыков.

Если ребёнок много двигается, качается на качелях, любит кувыркаться, то он и без вашего участия развивает свой вестибулярный аппарат. Если к своей активности он ещё и ходит в «BABY GYM» на гимнастику, то, будьте уверены, он получает 100% правильную нагрузку и полноценно развивает все составляющие аппарата равновесия. Что делают дети на тренировке: наклоны головы, бег спиной вперёд, хождение по бревну с приседанием, хождение по бревну мишкой (когда ладони тоже на снаряде), акробатические элементы на гимнастической дорожке (колесо, рондат) и, конечно же, акробатика на батуте.

Подробнее об этой теме вы можете прочесть в книге «Вверх тормашками. Как вестибулярная система влияет на развитие ребенка».