Выбрать группу

Что скрывается за «развитием координации» и зачем за этим следить

Хорошая ориентация ребёнка в пространстве, когда он ловок, скоординирован, не врезается в углы, не ударяется об людей, является базовой телесной функцией. Ходьба, бег, стоять и сидеть ровно («не болтаться» в пространстве) – для выполнения таких задач нужно уметь балансировать. И это  работа не только скелета и мышц. Важно еще контролировать положение тела в пространстве и удерживать равновесие, а за координацию отвечает мозг. Точнее отдел мозга - мозжечок. Мышцами управляет нервная система, а вот равновесием «занимается» вестибулярный аппарат.
Согласованная работа мышц тела является не только условием нормального роста, но и влияет на развитие разных навыков в будущем. Ориентация в пространстве необходима и для развития мышления, речи, умения писать, считать, располагать лист бумаги на столе для рисования и т.п. Поэтому родителям важно отслеживать: в норме ли двигается ребёнок, не связаны ли успеваемость в школе и его неумение сидеть ровно?

На тренировках в гимнастических клубах по развивающей гимнастике «BABY GYM» дети занимаются совершенствованием ловкости и координации. Тренеры ненавязчиво через игры и упражнения создают среду для получения опыта, где тело обучается слушаться своего хозяина. Кувырки, перевороты на батуте, сальто, колесо и другие акробатические элементы развивают координацию ребёнка. Зачем ему это?

Скоординированное тело для ребёнка - это
  • Его возможности для развития. 
    Без чувства баланса сложно научиться кататься на велосипеде и осваивать другие навыки. Ребёнок общается с миром при помощи движения. Страх упасть, который возникает из-за неуверенности, что тело справится - это не только возможные травмы, но и ограничитель в развитии. ⠀
  • Предотвращение травм.
    По свидетельствам травматологов, большинство травм в бытовых ситуациях (на скользкой улице, на лестнице) происходит из-за неумения падать. Развитое чувство баланса поможет ребёнку быстро реагировать и удержаться от падений.
  • Возможность справляться с нестандартными ситуациями. 
    Когда ребёнок решает ежедневные двигательные задачи и справляется с ситуациями, которые требуют от него ловкости и смекалки, тогда он может применять это и на когнитивном уровне (понимание, запоминание, применение, анализ). Да, это тоже приходит к ребёнку с опытом через движение тела.
Развитие координации начинается в младенческом возрасте и продолжается до тех пор, пока растет скелет человека до ~18-20 лет. Благоприятное время для развития – младший школьный возраст. Навыки, полученные в дошкольном возрасте во многом определяют развитие ребенка в будущем.