Выбрать группу

Ребёнок плохо ведёт себя на тренировке

Не существует детей с идеальным поведением, потому что живой ребёнок – это море эмоций, а регулировать их, контролируя поведение он только учится. То есть социально одобряемое поведение - это процесс развития навыков, а не то, что у маленькое ребёнка есть как данность или внезапно прорезается как зуб в какой-то период жизни и навсегда остаётся с ним.

Какого поведения ждут от ребёнка на тренировке? Что ребёнок будет исполнительным, внимательным, не отвлекаться, слушать и соотносить свои действия с услышанными от тренера замечаниями. Этого разом добиться сложно и даже невозможно, если ребёнок младше ~7 лет. Но поведение можно скорректировать, чтобы тренировки стали эффективнее, а ребёнок приобрёл новые полезные навыки: соблюдать правила, видеть причинно-следственную связь, анализируя произошедшее. Психологи не рекомендуют ужесточать правила, вводить наказания, чтобы "был как шёлковый". Полезнее - научиться разбираться в корне плохого поведения, учить ребёнка саморегуляции и находить способы направлять энергию в правильное действие.
Чаще «проблемы с поведением» на тренировке - это обычное отсутствие практики концентрации внимания. Или ребёнок впервые пришёл заниматься и требуется время на адаптацию. За это не стоит краснеть! Ребёнок всему научится, регулярно занимаясь гимнастикой.

Какое «плохое поведение» дети демонстрируют на тренировке?

Ребёнок не слушается, не выполняет задания тренера, бойкотирует.

Хочется видеть ребёнка послушным на занятии. А он не выполняет то, что требует тренер. Саботирует, тренер постоянно делает замечания, усаживает «посидеть отдохнуть», пока группа занимается. Попробуйте почувствовать. Если вас раздражает поведение ребёнка, это может быть признак, что ребёнок хочет внимания, а у вас уже нет сил на то, чтобы удовлетворить эту потребность. Тогда поведение на занятии будет легче наладить, когда вы отдохнёте и у вас снова появится связь с ребёнком. 
Также непослушание на тренировке может быть связано с чрезмерным контролем ребёнка дома, например, ему не дают выбирать что-то или он слышит много «нельзя». Смягчите подход, дайте ребёнку больше пространства для самостоятельно принятых решений. Пусть сам решает, что ему надеть на тренировку, что есть из предложенного вами, в какую игру играть. Укрепите границы там, где приходится действовать вопреки желаниям ребёнка, когда не получается следовать его выбору (успокаивайте и будьте рядом, если истерика). Если сказали, что на занятии не убегаем на батут, значит нарушать это нельзя. Если это причина уйти с занятий, значит уходите. Постоянно раскачивать угрозой «а то уйдём» бесполезно. Лучше приходите, как будете готовы.


Ребёнок выполняет упражнение неохотно, не прилагает усилия.

Для решения этой проблемы стоит выяснить, есть ли у ребёнка личный интерес к занятиям. Может, ему нравится, что вы после занятий обедаете в кафе или долго гуляете, а не само занятие? 
Обратите внимание, нет ли у ребёнка переутомления. Когда ребёнок переутомился, то заторможенность на занятии и отсутствие желания вкладываться сопровождается капризными поведением, слезами, агрессией, упертостью. Важно это  исследовать: нет ли у ребёнка хронического стресса, не перегружен ли он событиями, занятиями, достаточно ли с ним общаются в семье, тянется ли он к коллективу детей его возраста, хватает ли ему навыков коммуникации.


Ребёнок отвлекается, бегает по залу, «летает  в облаках».

Хочется, чтобы ребёнок на занятии занимался, а он постоянно болтает, убегает, хочет заниматься чем-то своим, а не вместе с группой выполнять упражнение. Исследуйте причину такого поведения, проанализировав хватает ли ребёнку дома времени на отдых и свободную игру? Придумывая себе отдельное занятие на тренировке, он удовлетворяет какие-то личные потребности, занимает себя чем-то интересным.
Такого ребёнка можно перевести в группу помладше, где более игровой подход, если в старшей группе ребёнок пока не может долго концентрировать внимание на упражнении. Важно продолжать ребёнка направлять, пробовать заинтересовать упражнением, потому что такое поведение может быть его особенностью характера или периодом развития, если он младше 6 лет. Полезно научить ребёнка играть в игры на развитие внимания (настолки). 
 

Ребёнок садится, ложится, болтается в пространстве.

Если эта проблема повторяется и присутствует не только на тренировке, значит это сигнал, что есть проблемы с удержанием постуральных поз. Особенно это заметно становится в школьную полу, когда учителя требуют поддерживать станку, стоять на физкультуре ровно, сидеть за партой спокойно, а не болтаться. Это не проблемы с поведением, это может быть дефицит в проприоцептивной системе, «сбитые настройки» вестибулярной системы, недостаточное пространственное восприятие. Это корректируется у нейропсихолога, если ситуация критична, но и на занятиях спортом восполняются дефициты. В программе наших гимнастических клубов есть то, что помогает справляться с этой проблемой.

 • развитие вестибулярного аппарата (упражнения на батуте, бревне, акробатика – колесо, кувырки)
• укрепление мышечного корсета с помощью силовых упражнений
• упражнения на гимнастических кольцах, брусьях, упражнения на шведской стенке
 
Как видно в большинстве случаев «плохое» поведение вытекает из естественной незрелости ребенка. К этому надо отнестись спокойно и продолжать регулярно заниматься. Да, родителям и тренерам стоит запастись терпением и, пока ребенок не дозрел, самим выступать в роли его зрелой части: подсказывать, направлять, показывать, как правильно.